3 пути, по которым развиваются VR концерты и театральные постановки во время COVID-19
- Дата: 10.09.2020
Что общего у японской поп-звезды, немецкого театра основанного еще в 1700-х годах и британского проекта 5G сетей? Все они нацелены развлекать людей во время пандемии COVID-19 в режиме виртуальной реальности.
Энтузиасты на протяжении многих лет выступают за проведение концертов и спектаклей в театрах в формате VR. Но никогда еще этот формат не был так логистически и финансово оправдан, как сейчас. COVID-19 сильно ударил по творческим профессиям, требования социального дистанцирования лишили их возможности взаимодействовать с аудиторией и развлекать ее.
Виртуальная реальность дает самые похожие на посещение реального мероприятия ощущения. Такие представления ориентированны на аудиторию, где зритель решает, как и что он испытывает, а не исполнитель или режиссер. VR открывает потенциально новый источник дохода, когда традиционные способы недоступны или ограничены.
Далее мы расскажем о трех одних из самых захватывающих примерах VR концертов и театральных постановок, покоряющих мир прямо сейчас.
1. Прямая трансляция в VR концерта звезд японской поп-музыки.
Для борьбы с пандемией COVID-19 в стране с высоким уровнем урбанизации и большой продолжительностью жизни японское правительство полагается на четкие указания и нормативные акты. Одно из таких указаний заключается в том, чтобы избегать трех следующих факторов: закрытых пространств, мест скопления людей и условий тесного контакта. Другое руководство призывает не превышать число посетителей в любых местах 50 процентной вместимости этого места.
В Японии компаниям в индустрии развлечений пришлось искать инновационные способы вернуть свой бизнес на прежний уровень, соблюдая при этом все предписания. Японская поп-звезда Рэни Такаги из группы Momoiro Clover Z планировала провести 3-дневный тур по нескольким городам в марте 2020 года. Alpha Code Inc., одна из ведущих компаний в японской VR индустрии, помогла Рэни провести прямую трансляцию ее концерта в VR.
По словам Такухиро Мидзуно, генерального директора компании Alpha Code Inc., “только в VR можно провести онлайн-мероприятие, которое будет равноценно живому посещению концерта”. Все потому, что VR – это единственный способ, который позволяет увидеть то, что вы хотите, а не то, что вам хотят показать режиссер с видеооператором”.
Полное погружение вместе с Insta360 Titan.
Для получения наилучших впечатлений от концерта с эффектом погружения компания Alpha Code Inc. устанавливает камеры на уровне глаз стоящих и сидящих исполнителей. Господин Мизуно говорит: “Мы думаем, что это дает зрителю полное ощущение их положения в пространстве и взаимодействия с окружающими”. В VR зрители могут полностью пропустить через себя происходящее на площадке, а не ощущать себя человеком, со стороны наблюдающим за происходящим на экране”.
Alpha Code Inc. в настоящее время использует Insta360 Titan и Pro 2 для ряда других концертных VR проектов, недавно завершив серию живых джазовых концертов. Господин Мизуно говорит: “Нам нравится использовать Insta360 Titan в высококонтрастных сценах с ярким освещением, например, при трансляциях VR концертов или постановок. Широкий динамический диапазон Titan позволяет нам снимать красивые кадры с низким уровнем шума и хорошим контрастом”.
Alpha Code Inc. использует платформу VR дистрибуции “Blinky”, для представлений футуристического VR-театра под названием “STAGE GATE VR”. Проект начался 6 июля и продлится 39 дней подряд, в течение которых 19 разных актеров исполнят пьесу “Defiled”.
Чтобы помочь зрителю ощутить различные повествовательные перспективы в “Defiled”, компания Alpha Code Inc. cнимала пьесу на три камеры Titan с разных ракурсов. Господин Мизуно говорит: “Мы ожидаем, что зрители во время просмотра пьесы будут переключаться между этими тремя ракурсами, чтобы лучше понять сюжет. Мы были бы счастливы, если бы зрители каждый раз открывали для себя новые стороны этой пьесы, выбирая каждый раз разных актеров и разные ракурсы”.
Другое предписание по COVID-19 в Японии обязывает персонал в местах, где это возможно, находиться на расстоянии не менее 2 метров друг от друга. Alpha Code Inc. использует систему мониторинга Insta360 FarSight для соблюдения этого правила во время съемок своих проектов. Эта система позволяет съемочной группе контролировать и регулировать изображение на расстоянии, а также позволяет актерам играть более естественно, не отвлекаясь на оператора с камерой.
2. Использование сетей 5G для прямых трансляций VR постановок театров в Британии.
В декабре 2019 года студия VR контента Relative Motion получила грант Английского Совета по искусству на исследование новых моделей распространения VR контента со сценой из фильма Кристофера Марлоу “Эдуард II”.
В сотрудничестве с Digital Catapult и тестовой платформой Brighton 5G компания Relative Motion изучает и тестирует возможность прямых трансляций VR контента в сетях 5G. Их конечной целью является создание инструмента для производства и распространения VR концертов, постановок, выставок и прочих мероприятий связанных с искусством, с целью расширения способов распространения их работы.
Хоть этот проект и был разработан до COVID-19, пандемия придала дополнительный толчок для своевременного развития проекта.
“Мы считаем, что у театров и создателей театрального контента есть огромный потенциал использования технологии VR для помощи в восстановлении после пандемии. VR предлагает огромные возможность для получения прибыли благодаря тому, что вы можете распространять свой контент по всему миру”, – сказал Кристофер Лэйн, креативный директор компании Relative Motion.
Работа с Insta360 Pro 2 по созданию VR истории в режиме прямой трансляции.
Во время съемок Эдуарда II Relative Motion поставили камеру Insta360 Pro 2 в центр событий и переделали историю так, чтобы она крутилась вокруг этого виртуального зрителя. И, используя классический текст, они сделали зрителя актером одной из трех ролей этой пьесы: вуайерист, совесть персонажа, или персонаж из истории.
Чтобы протестировать “живую” версию сюжета, они использовали режим прямой трансляции в Pro 2. Лэйн сказал: “С возможностями Pro 2 мы теперь можем посмотреть, как эффективно создать VR повествование для модели прямого эфира и организовать процессы производства такого контента”.
Для создания интерактивной истории, имитирующей реальные человеческие взаимодействия и разговоры, они использовали все 360-градусное пространство, а не только ограниченное углом обзора обычной камеры. “Делая это, мы физически вовлекаем аудиторию, заставляя ее двигаться (вращаясь на своем месте), чтобы следить за историей”, – сказал Лэйн. Это помогает создать иллюзию того, что аудитория вовлечена в сюжет больше, чем на самом деле”.
Для Лэйна было важно снимать в 8K с высокой четкостью изображения, чтобы помочь зрителям погрузиться в происходящее. И, по словам Лэйна, возможность съемки в 8K — это уверенность в том, что они будут работать, когда сети 5G станут широко доступны. “Теперь мы можем снимать контент, который будет легко переходить на новые технологии отображения и каналы дистрибуции по мере их появления”.
В настоящее время в разработке находятся еще несколько проектов по VR постановкам. Они также рассматривают некоторые из своих предыдущих работ, чтобы сделать их доступными в Интернете, через их сайт, чтобы развлечь людей во время ограничений.
3. Немецкий государственный театр Аугсбург запускает проект theatre@home.
Когда в Германии начался карантин, медиа-продюсерская компания Heimspiel находилась в процессе реализации театрального VR проекта с применением 550 VR очков для живой оперы в Государственном театре Аугсбурга.
Поскольку теперь целевая аудитория не могла прийти в театр, они решили привести театр прямо к зрителям домой.
Вместе с Государственным театром Аугсбурга и художественным руководителем Андре Бюкером они записали в 3D VR четыре пьесы и один балет продолжительностью до 60 минут. С помощью программы theatre@home пользователи могут использовать собственные VR гарнитуры для просмотра спектаклей или арендовать пару таких очков в службе доставки театра всего за 10 евро.
Феликс Пацке, креативный директор Heimspiel, сказал: “VR идеально подходит для театра, особенно в 360 3D. Это дает схожие с посещением театра ощущения, и совсем не похоже на кино с множеством склеек, эффектов и движений камеры”. Такие ощущения намного более насыщенны, потому что нет никаких пауз или искусственных изменений изображения”.
Компания Heimspiel работает с VR технологиями с 2013 года и быстро осознала ее потенциал на рынке. На начальном этапе они использовали крепление, напечатанное на 3D-принтере для установки семи экшен камер. Теперь в своих театральных VR проектах они опираются на простой рабочий процесс в Insta360 Pro 2.
Режиссура VR театра с Insta360 Pro 2.
Для этого проекта Heimspiel с помощью Insta360 Pro 2 снимали очень длительные кадры, чтобы создать полное ощущение театра, где зритель чувствует себя частью спектакля. Новые сценические пространства были разработаны специально для того, чтобы обеспечить максимально возможное погружение. Мы не можем и не хотим “прятать” какие-то вещи на сцене, потому что так история кажется реальнее”, – сказал Пацке о съемках в VR.
Во время записи постановки съемочная группа в основном режиссировала из другой комнаты или вдали от места съемки. По словам Пацке, “при работе с режиссерами и художниками очень важно иметь возможность предпросмотра в реальном времени в высоком разрешении без большой задержки, чтобы быстро обсуждать какие-то детали”. Большая мощность сигнала, позволяющая работать на большом расстоянии, и предварительный просмотр с разрешением 1080p в системе FarSight были очень важны для управления съемочным процессом расстоянии”.
Компания Heimspiel столкнулась с быстро растущим спросом на VR-контент во время карантина, но и сейчас, после снятия ограничений, они планирует серию VR постановок. Патцке видит большой потенциал в прямых трансляциях в VR и в целом в VR-контенте. Как он это видит, “Искусство VR-театра живет через актерское мастерство и декорации. Зритель принимает непосредственное участие в постановке и чувствует себя ее частью. В такой ситуации уже сложно отличить, находишься ты в виртуальном или реальном мире”.